Работа над техникой чтения. Воспитание интереса к чтению.
Ребенок, который плохо читает, будет испытывать большое затруднение при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроке, он будет неусидчив, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - утомительно. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыком чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Если в 3(4)-ем классе ученик плохо читает, то в 5-ом классе - падает успеваемость. Ученик старших классов при низкой технике чтения не сможет выполнить домашнее задание из-за большого объема заданий (8 страниц). Быстро обычно читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. По проведенным исследованиям, те кто стал отличником, в конце 4-ого класса читали 130-180 слов в минуту, те кто хорошо - 100-120 слов, удовлетворительно - 80-90 слов. Повышение скорости чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Именно это создает запоминание. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения, читать по 5-10 минут. Через 1-2часа ещё одна порция. Перед сном еще. Хороший результат даёт чтение перед сном. Начинать самостоятельное чтение надо с книг, в которых имеются большие картинки, т.к. страницы насыщенные только шрифтом пугают ребёнка. С каждой прочитанной книгой уверенность ребёнка растет и можно переходить к книгам не имеющих иллюстраций. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихи, басни, научно - популярная. Для воспитания любви к книге важно, чтобы дома у ребёнка была своя библиотека или просто полочка с книгами. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Взрослый начинает читать вслух и на самом интересном месте прекращает. Увлечённый событиями, ребёнок продолжает чтение. Можно рассказать ребёнку самый занимательный эпизод из какого-нибудь рассказа. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
«Садимся за уроки»
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»? Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребенка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения. Полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребенок. Можно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь. Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий. Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное? Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г усиливает утомление. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. Разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: — до одного часа — в первом классе; — до 1,5 часов — во втором; — до 2 часов — в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания. Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными. В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких, с интересных или скучных? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым — трудное или легкое. С самого начала ребенок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умственной работы.
Семья – первый воспитатель ребёнка. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и зашита в бурном житейском море. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье, в системе детско-родительских отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее, семейное благополучие. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка. Создавайте чаще ситуации успеха, снимайте страх перед любой деятельностью, освободите от навязчивого ожидания неудачи - получится, если нет - найдите еще другой способ, используйте прием персональной исключительности, освободитесь от стереотипов и ваш ребенок обретет себя. Родители мудрые не дают повода "сесть на голову" не допуская этических промахов, которые вызывают острые переживания у детей, они видят в детях своих союзников, опираются на них, доверяют им, советуются, просят помощи. Дети чувствуют всегда любовь родителей, защищенность, понимание. Родители в решении проблем не изолируются от детей, привлекают их решению возможных осложнений, но и находят способы сохранения равновесия в отношениях родитель-ребенок, где дети защищенные, спокойные, уравновешенные, ответственные, уверенные в себе. Воспитание в семье это, прежде всего общение, которое отличает особый тон, тональность "присоединения" к внутреннему состоянию ребенка, непосредственное психологическое влияние на него. В общении решается задача совершенствовать взаимодействие с ребенком, изменения его состояния и поведения. Гуманистическое общение, которое вне стиля, подлинно воспитывает. Чтобы родители были действительно способны к гуманистическому общению, а не изображали его, необходимо ему выработать у себя систему убеждений, хотя бы в следующем: ребенок главная ценность, все что происходит с ним, все что я делаю для него имеет значение как поддержка с одной стороны его собственному развитию. Единое, дозированное общение - это разговор с глухими. Мое общение - это не самоутверждение, а поддержка ребенка. Семья - это радость, защита. Она должна быть светлой, оптимистичной.
Детям нужны ограничения.
Агрессивные родители
Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей. 1. Соблюдать режим дня. Режим дня. Это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. Но это неверно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье. Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал. 2. Рациональное питание. Правильное, рациональное питание – это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных школьников в 5 раз больше питающихся 1–2 раза в день, а не 3–4, как положено; в 1,5 раза больше нерегулярно питающихся, чем среди школьников с нормальным весом. Среди ребят, больных ожирением, физкультурой и спортом занимались всего 2–3 процента. Питаться регулярно – это значит есть не менее 3–4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 ч. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко. Все это помогает предупредить ожирение. 3. Полноценный сон. Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила: • Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить. • Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему. • Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ. • Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель. • Обязательно нужно ложиться спать и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе будет нарастать утомление. • Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться. • Спать нужно в хорошо проветренном помещении, и даже зимой – с открытой форточкой. • Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке. Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком». Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица). Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением. 4. Положительные эмоции. Нужно научить детей радоваться всему вокруг – солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику. Хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного». Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций. 5. Формируем правильную осанку. Многие школьники не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. Неправильное положение тела, нарушения в осанке являются причиной того, что движения девушек и юношей становятся неуклюжими, теряют свою привлекательность. Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств. Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка. Так, письмо, черчение, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, разрезание хлеба и др.) опять-таки осуществляется в основном правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей. Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработке однобокости, значительной асимметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60 % школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезней, а в результате асимметрии привычных положений и движений. В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лежа в течение 30–40 мин, а также определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и статической выносливости тех мышечных групп, которые непосредственно обеспечивают сохранение вертикальных поз: мышц стопы и голени, мышц – сгибателей бедра и разгибателей позвоночника. Стройность фигуре придают также хорошо и гармонично развитые мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи. Вторая группа упражнений в основном направлена на формирование ощущений тех или иных поз в различных по сложности ситуациях двигательной деятельности: в ходьбе, беге, прыжках, действиях игрового характера и т. п. Третья группа – это упражнения корригирующего характера, направленные на исправление индивидуальных нарушений осанки. Наконец, выделяют упражнения, активно сохраняющие приобретенные навыки правильной осанки, направленные в основном на развитие гибкости движений, сочетающиеся с упражнениями, укрепляющими «мышечный корсет». 6. Профилактика близорукости. Ученые утверждают, что 70 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз. А. М. Горькому во время болезни пришлось несколькo дней пробыть с повязкой на глазах. Он так писал о своем состоянии: «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения, – это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм. В настоящее время близорукость чрезвычайно распространена. В некоторых старших классах каждый пятый, а то и четвертый ученик близорук. Для многих профессий (моряки, летчики и др.) даже небольшое нарушение зрения недопустимо. Об этом следует знать школьникам. Дадим несколько рекомендаций, выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости. • Прежде всего надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20–25 минут, посмотрите в течение нескольких секунд на потолок комнаты, в окно. Через 45 минут устраивайте, как в школе, перемену на 5–10 минут. • Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50–60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них. • Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет. Поэтому же не рекомендуется читать и в движущемся транспорте. • Может стать вредным для глаз и телевизор, если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще двух раз в неделю и не более чем по 2 часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем за 2–2,5 м; надо следить за тем, чтобы изображение было четким. Несколько слов об общих правилах сохранения зрения. Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него более острое зрение. Поэтому для того, чтобы зрение было хорошим, необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм. Если врач назначил очки, надо как можно скорее их приобрести и носить. Иногда вначале они мешают, но через несколько дней человек привыкает к очкам. Если неприятное ощущение не исчезнет, надо вновь обратиться к врачу. Полезны такие упражнения для глаз: лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите 3 раза: «Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелее и тяжелее. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны». Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3–5 минут через каждый час. При сильном утомлении глаз посидите 15–20 минут в затемненном помещении.
|
|
|
© elena-pitirimova23 |